Гражданским кодексом РФ для коммерческих организаций установлено право учреждать филиалы и представительства. Реализация данного права позволяет территориально расширить сферу деятельности предприятия и его увеличить прибыль. Поэтому любое расширение бизнеса всегда связывается с формированием новых структурных единиц.
Понятие филиала и представительства, основные положения их деятельности содержится в ГК РФ. Однако более полно их структура, порядок учреждения и деятельность устанавливается в уставе и учредительном договоре организации.
По сути, оба этих структурных подразделения выполняют сходные задачи, их структура также похожа, однако законодательное разграничение проведено не случайно.
Общая характеристика филиала
Под филиалом понимается обособленное подразделение коммерческой организации, которое располагается вне места его нахождения и осуществляет все его функции либо их часть, в том числе функции представительства.
Важно отметить, что филиал это не самостоятельное юридическое лицо, несмотря на все имеющиеся признаки. Это структурная единица основного предприятия.
У любого филиала есть относительная имущественная самостоятельность, т.к. в целях обеспечения деятельности руководитель организации передает часть имущества на его баланс. Он также обладает территориальной обособленностью, т.к. действует в другом субъекте Российской Федерации или в другом городе того же субъекта, где зарегистрирована коммерческая организация.
Руководитель назначается приказом учредителя организации. Он вправе работать только на основании письменной доверенности.
Абстрактно филиал можно представить как «двойника» организации, т.к., полностью повторяет процесс производства товара, заключает от имени организации договоры, может иметь даже некоторые отличия в ценовой или рекламной политике, но всегда подотчетно головному офису юридического лица. Кроме того, имеет свои здания, оборудование, рабочие места. Его главное назначение – оптимизировать деятельность компании на как можно большей территории. Например, компания по производству хлеба не может без риска истечения срока годности поставлять хлеб по всей России. Поэтому она открывает филиалы во всех городах, чтобы те самостоятельно выпекали хлеб и от имени всей компании распространяли его в своих городах.
Общая характеристика представительства
Под представительством понимается обособленное подразделение коммерческой организации, которое расположено вне места его нахождения и представляет интересы юридического лица, а также осуществляет их защиту.
Представительство также является лишь структурной частью организации, имеющей характер обособленности и относительной самостоятельности. Находится за пределами территории, где была зарегистрирована компания и действует на базе предоставленного руководителем имущества. Оно не занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью, а значит, не извлекает прибыль. Оно лишь способствует работе предприятия на отдаленных территориях.
Представительство может привлекать клиентов на вверенной ему территории, вести переговоры, принимать заказы и претензии клиентов, заключать договоры. Однако затем вся эта информация направляется в головной офис, где фактически и реализуется вся работы предприятия. Например, представительство принимает заказ на партию обоев в Республике Коми, затем этот заказ направляется в головной офис в Москве, где эти обои производятся и затем отправляются в Республику Коми.
Кроме того, представительством реализуется функция защиты прав юридического лица в суде, если исковое заявление предъявлено по месту деятельности структурной единицы.
Общие черты филиала и представительства
Может показаться, что филиал и представительство это синонимы и их разграничение излишне и бессмысленно. Действительно, эти структурные очень похожи:
- Филиалы и представительства не являются коммерческими организациями, не регистрируются в качестве таковых, но указываются в реестре юридических лиц как структурные единицы.
- Действуют в соответствии с Положением или Уставом.
- Располагаются в отдаленных от юридического лица местностях.
- В налоговых правоотношениях они не разделяются, а оба действуют как структурное подразделение и имеют одинаковую бухгалтерскую отчетность.
Отличия филиала и представительства
Несмотря на ряд общностей, представительства и филиалы можно разграничить по ряду оснований:
Каждое такое структурное подразделение выполняет разный объем и характер функций. Одно существует только в целях отстаивания интересов коммерческой организации в ее контактах с другими участниками рынка (переговоры, заключение договоров). Другое может выполнять как эти функции, так полностью или частично функции коммерческой организации – реализация торговли, производства и иной уставной деятельности.
Филиал может извлекать прибыль и распоряжаться ей в интересах всей компании. Напротив, представительство финансируется организацией и не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Филиал, ввиду ведения хозяйственной деятельности, требует открытия самостоятельного банковского счета и имеет собственный баланс предприятия. Представительство не имеет самостоятельного финансового и имущественного баланса и, как правило, не имеет своего банковского счета.