rees55

В основах государственного устройства, федерация и республика не являются антагонистичными понятиями. Поэтому само понятие отличий федерации и республики менее понятно чем, например, различия монархии и республики или различия федерации и унитарного государства. Поставленный вопрос относится к совершенно разным областям, и ответ на него достаточно сложен.
Федерация – это один из способов взаимоотношения центральной власти и регионов, где регионы имеют относительную автономию.

Республика – это противоположность унитарного государства с монополией государственного центра на власть.

Различия между республикой и федерацией

Основная разница между республикой и федерацией – это наличие, как в первой, так и второй, отдельных видов. Федерация делится на множество видов. Они могут быть территориальными, как Германия.

Исторически Германия состояла из множества раздробленных герцогств, графств и княжеств. Федерацией территориального типа может считаться и Австрия. Ярким примером являются и США, где расовый состав разных штатов и регионов сложился исторически. Изначально США делились по территориальному признаку. Ни, о каких национальных автономиях, кроме индейских резерваций, здесь не может идти и речи. То же самое можно сказать и о Бразилии, где северные штаты населены в основном чернокожими и цветными, а южные – белыми.

Федеративное государство может формироваться и по национальному признаку. 15 республик входили в состав СССР именно по этому критерию. Ныне в Европе есть ряд государств-федераций, разделённых национальным признаком. Несмотря на публичные заявления британских властей о том, что Великобритания – это унитарное государство, Великобритания имеет все признаки федерации. Англия, Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс – это деление сформировано именно по национальному признаку.

Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс имеют свои парламенты, свои региональные языки в качестве официальных (наряду с английским). Особенно реформа регионального парламентаризма касалась Шотландского парламента, который был решением вопроса предотвращения шотландского сепаратизма.

А вот Россия и Испания относятся к федерациям национально-территориального характера. Помимо автономных сообществ басков, каталонцев, галисийцев, в Испании есть области, где большинство населения составляют испанцы. То же самое можно сказать об областях, краях, городах федерального значения в России.

Владимир Вольфович Жириновский рассуждает, что единственная федерация, сформированная по национальным признакам – это Россия. На деле же он глубоко ошибается. В Азии же есть яркий пример федерации национального характера – это Индия с пёстрым этническим составом и одиннадцатью государственными языками, но основными являются хинди и английский. То же самое можно сказать о Пакистане, который разделён на национальные провинции белуджей, пуштунов, пенджабцев и синдхов.

Современная Россия – пример национально-территориальной федерации. Здесь есть и национальные автономные республики, и области, и края, и автономная область, и четыре автономных округа.

Современная Россия

Республика – это форма правления. Важнейшее отличие её от федерации – это выборность власти. Более 140 государств из более чем 200 являются республиками. Хотя республика часто ассоциируется с синонимом демократии, на самом деле это далеко не так. Республиканская форма правления может носить и авторитарный характер.

Критерий для определения типа республики – это приоритет президента или парламента во власти. В президентской республике президент является координатором отношений между ветвями власти и отвечает за все ключевые вопросы в стране. Самый яркий пример президентской республики, безусловно, США.

США

Все страны Латинской Америки собственную форму правления взяли от США: велико было влияние этой страны в Западном полушарии. Однако страны Карибского бассейна в большинстве своём относятся к Британскому содружеству.
В парламентской республике властвует больше парламент. Именно он формирует правительство, а премьер-министром страны становится лидер партии, которая одерживает победу на выборах.

Именно он отвечает за большую часть политики страны. Фигура президента является больше формальной, и его имени жители государств иногда могут не знать. Но если это не президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который до этого года занимал пост министра иностранных дел. Такая форма правления характерна для многих европейских стран. Крупнейшими из них являются Германия и Италия. Преобладание парламента характерно в Венгрии, Австрии, Греции, Португалии.

Такая форма правления больше подходит для маленьких государств, а вот предыдущая и следующая формы правления для более крупных стран. Парламентская республика существует и в Израиле.
риоритет президент

Президентско-парламентская республика называется смешанной. Здесь во власти преобладает президент, но парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства. Оно несёт куда больше ответственности, чем в предыдущих двух типах республик – правительство подотчётно и президенту, и парламенту. Франция и Россия – самые известные смешанные республики. Однако больше всего их в Центральной Европе. Это Польша и страны Балтии.

В результате полученной информации можно чётко выделить следующие различия между республикой и федерацией:

  1. Федерация может формироваться по национальному признаку, что никак не приемлемо для республики.
  2. Республика подразделяется на парламентскую, президентскую и смешанную. Такие виды отсутствуют у Федерации.

Что общего между федерацией и республикой?

Исходя из всего вышеперечисленного, можно констатировать, что между федерацией и республикой есть общее. Часто республика может быть федерацией. Это Россия, США, Германия, Мексика, Нигерия, Бразилия. Власть в этих странах носит выборный и сменяемый характер.

Взаимоотношения федерального правительства и регионов заключаются в том, что регионы имеют относительную самостоятельность, особенно ярко это выражено в Соединённых Штатах и Бразилии.

Также федерация может быть союзом республик при объединяющих их целях. Раньше этот тезис подтверждали СССР, Чехословакия и Югославия. Сейчас таких ярких примеров в государственном устройстве нет: Союз Независимых Государств как проект изжил себя, а ЕВРАЗЭС пока носит исключительно экономический характер без создания государственного образования.

Хотя за ближайшим примером от сделанного вывода далеко ходить не стоит: автономные области в Пакистане, сформированные по национальному признаку, фактически близки к автономным республикам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить