um22

Русский язык богат синонимами. К тому или иному определению можно подобрать 2-3 близких по значению слова. Однако при внимательном подходе к значению синонимичных понятий, между ними обнаруживаются принципиальные различия. Если рассматривать эти термины детально, то можно найти в их значениях как общее, так и отличное.

Что такое ум

Ум, разум, интеллект – это те вещи, которые интересуют ученых на протяжении многих лет. Так, физиологи и медики занимаются изучением функционирования разных отделов головного мозга, а психологи и педагоги интересуются возможностями развития интеллектуальных способностей. Что же понимают исследователи под умом и интеллектом?

Ум

В психолого-педагогических науках под умом принято понимать способность человека логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Ум является основой способности к обучению. Качество ума и мыслительной деятельности человека определяется его мотивационными установками, работой анализаторных систем, памятью, особенностями семейного воспитания и организации учебной деятельности.

Понятие «ум» тесно связано с интеллектуальными данными и особенностями психического развития. Но при этом нельзя сказать, что наличие ума или его отсутствие полностью обусловлено задатками и генетикой. Задавшись целью собственного интеллектуального развития, расширения и углубления знаний в той или иной области, человек может значительно повысить свой коэффициент интеллекта.

Таким образом, ум – это способность разумного человека думать и рассуждать. Ум базируется на запасе теоретических знаний, объем которых человек может увеличивать самостоятельно через чтение специальной литературы, просмотр тематических передач, освоение профессиональных программ в учебных заведениях разного уровня. Умным называют образованного человека с высокой эрудицией и кругозором, хорошей памятью, разносторонними интересами, высоким интеллектом.

Что такое мудрость

Если объяснить, что такое ум и интеллект, сможет каждый, то с мудростью дело обстоит куда сложнее. Этот термин всегда связан с жизненным опытом и возрастом.

Если подойти к объяснению этой категории с философской точки зрения, то она сводится к способности человека обрабатывать полученную информацию, анализировать ситуацию и принимать единственно верное решение, на основе своего жизненного опыта.

Мудрец

В религии мудрость связывают со смиренностью, послушностью. Так, если человек поменял несколько мест работы, его жизненный опыт больше, чем опыт того, кто всю жизнь трудится на одном предприятии. Значит, он более мудрый, чем тот, чей послужной список ограничивается одной должностью.

Мудрым называют авторитетного человека, который в жизни добился определенных успехов. При этом не обязательно, что этот человек имеет высокий интеллект или ученую степень. При решении жизненных проблем он руководствуется собственным опытом, использует проверенные временем варианты.

Сходства ума и мудрости

Сходство ума и мудрости можно свести к следующему:

  • Ум и мудрость – это те личностные характеристики, наличие которых у человека замечают окружающие.
  • Умные и мудрые люди одинаково часто становятся лидерами, к их мнению окружающие склонны прислушиваться.
  • Наличие этих качеств помогает человеку в принятии решений.
  • Оба понятия основываются на когнитивных способностях человека.
  • Как ум, так и мудрость ценятся в обществе.
  • Ум и мудрость накапливаются в результате активности человека.
  • Оба этих понятия являются предметами научных исследований.
  • Ни то, ни другое не дается человеку в готовом виде от рождения, а формируется в процессе жизни.

Ум и мудрость

В чем разница между умом и мудростью?

Несмотря на наличие сходства, ум и мудрость принципиально отличаются друг от друга в таких моментах, как:

  1. Ум связан с теоретической подготовкой, запасом знаний в различных сферах науки. Мудрость же не требует наличия у человека теоретической подкованности, она тяготеет к практическим действиям в конкретной ситуации.
  2. Для развития интеллектуальных функций важны природные задатки и высокий уровень развития психических процессов. На обретение мудрости психические процессы не оказывают непосредственного воздействия.
  3. Ум развивается в процессе знакомства человека научными трудами и первоисточниками. Мудрость формируется в процессе приобретения жизненного опыта, накапливания вариантов реагирования на различные ситуации.
  4. Мудрость всегда связывают с возрастом: образ седовласого старца часто ассоциируется у людей именно с мудростью. Ум не имеет привязки к возрасту, но чаще всего выводы о его наличии или отсутствии у человека делают в период его обучения в школе.
  5. Стереотипы общественного сознания чаще приписывают обладание мудростью представителям мужского пола. Что касается интеллекта и умственных способностей, то в обществе распространено мнение, согласно которому девочки имеют больше желания и возможностей развиваться интеллектуально. Так, в период школьного обучения родители предъявляют более высокие требования к учебе дочерей, чем к учебе сыновей.
  6. Современная психодиагностика предлагает широкий набор методик, с помощью которых можно измерить умственные способности человека. Методик для измерения мудрости в психологии не существует.
  7. Наличие ума и высоких интеллектуальных способностей может быть подтверждено документально грамотами, дипломами и сертификатами, которые умный человек получает за хорошее выступление на олимпиаде или конкурсе. Наличие мудрости не подтвердить никакими официальными бумагами.

Таким образом, ум и мудрость отнюдь не тождественные понятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить