Человек в любом возрасте, в первую очередь, социальное существо. Следовательно, всю свою жизнь он проводит в социуме, а значит в постоянном взаимодействии (т.е. в общение). Ребёнок – маленький человек, он общается в переулках, в семейном кругу, в транспортных средствах, с приятелями в школе и т.д. Такая частная связь, меж собеседниками, называются бытовым общением. Такое общение преследует другие цели, нежели педагогическое. В каждом из этих видов общения есть собственные запреты и условия, но обо всём по порядку.
Бытовое общение
Как уже было изложено выше, к житейскому общению относится домашний контакт, он является самой важной частью в развитие ребёнка. Общение дома – главная составляющая в формирования личности человека, именно в семье мы впервые учимся делиться, переживать, решать проблемы, радоваться и так далее.
В двадцать первый век семейный институт потерял эстетику, которая была раньше. Тогда контакт, базировался на обычаях семьи и нормах той поры, приносила экспансивный и метафизический нрав. Сейчас общение напоминает «партнёрский союз». Люди живут друг с другом, пытаясь угнаться за бешеным ритмом мегаполиса, попутно урегулировать житейские затруднения, проблемы детей и прочее. Поэтому для многих родителей возникает неприятность из нечего. Был ребёнок послушным и милым, а сейчас кардинально изменился в другую сторону.
Всё начинается с непонимания, недовольства, агрессивного общения и тому подобное. Это является следствием занятости родителей работой, загруженностью бытовыми проблемами. Какие могут быть правила, и что будет, если их не соблюдать? Всё зависит от культуры домашнего воспитания супругов (когда они были сами детьми) в своём родном доме. Если родители относились к своим детям с доверием и любовью, то у ребёнка сложатся доверительные отношения с родителями, сформируется уверенность и позитивное отношение к миру. Но бывает обратная сторона медали, когда к своим детям относятся жестоко и не интересуются их жизнью. В таком случае, у ребёнка формируется негативное отношение к миру, он часто проявляет агрессию.
Что бы избежать этого в семью, нужно придерживаться следующих правил:
- Доверять и поддерживать друг друга
- Относиться с уважением и понимание
- Отступить от своих целей и стараться достичь общих семейных целей
- Постараться развить неразрывную связь между членами семьи
- Постоянно искать компромиссы
- Постараться уменьшить нервное напряжение в семье при ссорах
Педагогическое общение
Педагогическое общение – это развитие и формирование, констатирование связи и взаимоотношений между учеником и учителем. Если не будет должной взаимосвязи учителя с учеником, то об обучение, развитие и воспитание можно забыть.
Преподаватель с помощью бесед с учеником, не только организует процесс обучения, поведение, деятельность, но и анализирует их работу и поступки. Информирует о происходящем, помогает преодолеть встречающие трудности на жизненном пути, помогает поверить в себя. Тем самым, позволено совершить заключение, что педагогическая задача: развить и воспитать с помощью беседы.
Чаще всего в школе присуще попустительский стиль общения. Педагог не налаживает контакт с учениками, тем самым снимая с себя ответственность за результаты обучения. Эта тактика «невмешательства» состоит из равнодушия и незаинтересованности к ученикам. Такие педагоги только делают вид, что выполняют свою работу.
Следующий тип авторитарный стиль общения. Учитель сам решает все вопросы, касающиеся учеников и всего классного коллектива. Исходя из педагогической позиции, он ставит цели обучения, так же объективно судит о деятельности. Ученики не учатся решать проблемы коллектива, их инициатива оценивается негативно и отвергается. Педагог старается не давать ученикам самостоятельность. Всё это приводит к конфликтным ситуациям в обществе, у учащихся проявляться «культ силы».
Демократический стиль общения является альтернативой выше перечисленных стилей. Учитель, использовал такой стиль, старается привить ученикам любовь к труду и взаимодействию. При таком стиле общения, в классе свободно обсуждаются проблемы и, как правило, они легко решаются. Демократический стиль стимулирует творчество, инициативу и самореализацию.
Заключение
Бытовое и педагогическое общение колоссально отличаются. Они преследуют абсолютно разные цели. Главная задача педагогического общения решить задачи направленные на воспитания и развития обучающего. В технологическом плане, уметь правильно передать информацию ученику, понять его, управлять состоянием ученика, воздействовать через общение. У бытового общения главная цель, обмен информации.