
В последние годы все чаще возникают дискуссии, в которых употребляются термины «республика» и «область». Порой неправильное их толкование и понимание способно ввести человека в заблуждение, привести к ошибочным выводам при оценке различных политических и социальных процессов. Эта статья призвана в сжатой форме раскрыть эти понятия и разграничить их.
Зачем нужна республика
В средние века развитие государств потребовало совершенствования механизма управления ними. Передовые мыслители того времени старались использовать опыт древних греков и римлян по созданию демократического устройства государства. Это означало, что его руководители занимали свои посты по воле народа, в отличие от божественного права или наследования престола. В этом и состоит основное содержание понятия республики.
Сегодня в подавляющем большинстве государств мира действует республиканская форма управления. Все высшие органы государств на определенный период избираются гражданами соответствующей страны, которые в полной мере имеют личные и политические права и свободы. Распространена также практика избрания органов государственной власти парламентами суверенных государств. Способ передачи власти по наследству либо другим не выборным образом – исключается.
Современные республики в отличие от древнеримских в своих главных законах-конституциях устанавливают четкие правила взаимоотношений общества и государства. В них подчеркивается представительский характер власти, которую избирает народ.
В этих документах декларируется принадлежность власти народу и отсутствие привилегированных групп и классов. Однако практика показывает, что те группы людей, которые сосредоточивают власть и материальные блага, нередко для достижения своих целей манипулируют людьми. Для получения нужного результата используются социально-политические технологии, огромные финансовые ресурсы.

22 республики России
Республики отличаются по распределению полномочий между ее высшими органами. Так, в парламентской республике власть преимущественно принадлежит парламенту, формирующему исполнительный орган и назначающему его руководителя. В президентской отношения между высшими органами власти регулирует президент страны, который:
- Назначает правительство.
- Представляет парламенту проекты законов.
- Руководит внешней политикой.
- По должности является верховным главнокомандующим.
В смешанных республиках обычно сильна власть президента и широкие полномочия у правительства. В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом и президентом. В некоторых странах с государственной религией создаются теократические республики, в которых парламент и президент подотчетны религиозному лидеру.
Что такое область
В России областью именуется крупная административно-территориальная единица, создаваемая для удобства управления территориями и решения других социально-экономических задач. Такая практика имеет место и в некоторых других странах. Область не обладает политической самостоятельностью. В своей совокупности области выступают функциональным элементом системы управления территориями.
Они должны обеспечивать сбор налогов и других обязательных платежей, обеспечивать выполнение не своей территории прочих функций государства. Помимо РФ области существуют в Армении, Беларуси, Казахстане. Киргизстане, в Таджикистане, Узбекистане, Украине, а также в Бангладеш и Болгарии.
Образование областей в Российской империи началось в XVIII веке. Со временем многие из них преобразовывались в другие территориально-административные единицы или включались в их состав.
В 30-е годы прошлого века шел процесс создания больших областей. Они сначала включали в себя ликвидируемые губернии. Затем эти области делились на более мелкие. При этом некоторые из них упразднялись. Когда закончилась Великая Отечественная война, и некоторые народы были депортированы из родных мест, статус республик, где они жили до депортации, снизился.
В Крымскую область была преобразована Крымская АССР, в Грозненскую область- Чечено-Ингушская АССР. Отдельные области получали новые названия. Другие упразднялись, а спустя некоторое время восстанавливались.
Сегодня в России из 85 субъектов федерации 46 имеют статус областей. В стране в 2000-е годы проходил процесс преобразования областей в края, укрупнения областей.
В чем отличия
Республики и области отличаются по ряду принципиальных признаков:
- Республика является субъектом государственной власти. Область никакой политической самостоятельностью не обладает.
- Республика имеет свою конституцию. Область функционирует в своих территориальных пределах на основании утвержденного законодательным органом страны документа.
- В зависимости от типа республики ее возглавляет президент. Парламент является законодательным органом, правительство – исполнительным. Президент может возглавлять исполнительную ветвь власти. Область только реализует волю высших органов республики, в том числе посредством издания местных правовых актов.
- В республике, как правило, действует принцип разделения высшей государственной власти, законодательно разграничены полномочия каждого органа. Область призвана исполнять их решения.
- Президент республики согласно большинству конституций несет правовую ответственность за свои действия и в определенных конституцией случаях может парламентом отстраняться от должности. Руководитель области несет гражданско-правовую и уголовную ответственность за допущенные им нарушения закона.
- Возглавляющий республику президент представляет государство перед другими субъектами международных отношений, выступает от его имени. Область не является субъектом международного права.
- Президент республики избирается ее гражданами или парламентом на определенный срок. Руководитель области, являясь государственным чиновником, может назначаться главой государства и им же освобождаться от должности.
- Наименование республики, ее границы носят устойчивый характер и могут быть изменены только по решению законодательного органа республики. Название и границы области изменяются решением этого органа в соответствии с потребностями государства.