В железнодорожном движении присутствует разделение на сигнальные знаки и сигнальные указатели. Подобные индикаторы призваны обезопасить движение по путям и информировать машиниста о том, что происходит впереди и как ему корректировать собственную скорость и угол поворота.
Указатели призваны обозначить направление следования поезда или целого состава, железнодорожный путь приема, род тяги и прочие необходимы для продвижения локомотива факторы. К примеру для указание номера пути, по которому следует состав, на маршрутных светофорах устанавливаются знаки с зелеными точками, обозначающими номер доступного маршрута. Если на светофоре присутствует лунный огонь, то подобный указатель может означать еще и путь, с которого позволено движение состава.
На тех участках пути, где присутствует железнодорожная стрелка так же должны находится указатели, обозначающие в какую сторону переведены пути. Причем днем и ночью индикация отличается, в светлое время суток за это отвечает прямоугольник на узкой стороне указателя, а в темное световой сигнал над самой стрелкой. Если она переведена на прямой путь, то свет белый, а прямоугольник смотрим обратно от путей, если в сторону, то прямоугольник повернут к путям, а свет включается желтый. Так же присутствуют варианты комбинаций указателя и светового обозначения.
На стрелке может быть установлен не световой, а металлический указатель, если стрелка отведена в торону, то и указатель отведен, если же путь прямой, то указатель отведен параллельно путям. Если же по пути следования присутствуют заграждения, то можно пронаблюдать белый круг с горизонтальной полосой в середине, если день — то он белый, если ночь — то светиться белым светом.
Сигнальные знаки
Теперь рассмотрим знаки и обозначения на них. На знаках сигнализирующих о пересечении труб с природными ресурсами, пролегающих под путями, написано, что предстоит пройти машинисту и всему составу. При прохождении путей с присутствием карстоопасного участка на знаке пишут «карст» с обозначением протяженности опасности на всем пути или специфическом обозначении конкретного столба или опоры.
Знаки сигнализируют и необходимость торможения на тех или иных сегментах железнодорожного пути, к примеру перед станциями, на участках пропуска иных поездов. Опоры контактных сетей должны иметь горизонтальные черно-белые полосы. Иногда они могут присутствовать на самой опоре или же быть на щитах возле нее, наносится они могут и на противовесы, натягивающие конструктивные проволочные элементы. Знаки обозначают конец станции. Столбики на земле окрашенные в диагональные полосы запрещают останавливать весь состав, как правило столбики установлены перед развилкой или схождением путей.
Знаки говорят машинисту где может начинаться и оканчиваться опасный путь, рассказывая о возможных неприятностях, могущих привести к схождения состава с путей или прочим не желательным поломкам. При необходимости перейти на другую контактную сеть это обозначается все теми же текстовыми обозначениями. Подобный способ применяется и для информирования про конец сети, остановку локомотива. В зимнее время года на участках со снегом знаки повествуют про необходимость очистить пути, находящиеся впереди или про отсутствие подобных действий.
Разница указателя и знака
Знаки отличаются от указателей тем, что обозначают все не относящееся к передвижению поезда. Некоторые специфические участки, здания и прочие дополнительные события обозначаются знаками. Так же сами знаки несколько сложнее и подробнее нежели указатели, они базируются на визуальных образах, нежели на простых геометрических фигурах, они скорее несут оттенок запрета и разрешения, нежели нейтральной информации. В знаках чаще используются буквенные обозначения и надписи, они предназначены скорее для восприятия на небольшой скорости. Общего между знаками и сигналами общая схематичность и простой материал исполнения.