Любой организации, вне зависимости от её структуры (величины, формы управления, основания — коммерческого/бюджетного), а также юридической формы необходима систематическая, организованная отчетность. Цели подобного материального учета предельно ясны: контроль и регулирование деятельности организации (проведения любых хозяйственных операций). Таких операций, совершаемых организацией, множество: производство/реализация товаров – соответственно расходы/доходы, выплаты сотрудникам, движение активов и прочее. Потому велика необходимость ведения специалистами хозяйственного учета.
Собственно хозяйственный учет собирает в себя несколько этапов, сосредоточенных в основном на работе с информацией. Зависимо от данных этапов (их видов) и используемой информации среди хозяйственной отчетности можно выделить: оперативный, бухгалтерский учет и статистический. Эти виды хоз. учета основные, опираясь на них ведутся другие, к примеру бух.учет может дать основание для налоговой отчетности (учета).
Особенности бухгалтерского учета
Хозяйственные, имущественные операции проводимые организацией (любого вида, рода деятельности) документально отображаются в бухгалтерском учете. Потому все многообразие данных хозяйственных операций по изменению состояния капитала (имущества) организации регистрируются для последующего сбора, упорядочивания и отображения в системе бухучета.
Установленные задачи бухгалтерский учет/отчетность выполняет преследуя такие цели:
1. Профилактические:
- Предупреждение (и при необходимости устранение) отрицательных результатов, касаемо всего хозяйственного процесса организации.
- Обеспечения финансовой стабильности/устойчивости, путем выявления скрытых резервов (внутриорганизационных).
2. Контролирующие: наблюдение и проверка таких сфер хозяйственной деятельности организации:
- Корректность выполнения законодательных норм, и внутриорганизационных уставов, смет и нормативов.
- Целесообразность выполняемых организацией операций, хозяйственных процессов.
- Целесообразность управления/использования ресурсов – включая и материальные, и трудовые.
- Состояние (наличие) и движение имущества, капитала организации.
Сущность налогового учета
Налоговая отчетность имеет объектом своей отчетности, обобщенно говоря, ту же деятельность хозяйственного плана организации. Но использует её (систематизировано собирает, анализирует, обобщает) в целях подтверждения корректности своих действий (хозяйственных операций) относительно законодательства, и в целях выполнения норм государственного налогообложения.
Порядок (структура специальных налоговых регистров и система обработки первичной информации) налогового учета также предопределяется законодательными нормами (Налоговым кодексом). Подразумевается два вида/способа ведения налоговой отчетности:
- Опираясь (беря за основу первичные данные) на бухучет.
- Независимо – отдельно от бухгалтерского учета.
Цели же данного учета взаимоподчинены интересам будущих пользователей налоговой отчетности, кои есть внешние и внутренние. Первые – государственное органы контроля правомерности хоз. деятельности организации и соблюдения ею норм налогообложения (то есть всевозможные налоговые службы). Вторые представлены администрацией/руководством организации. В этом случае цель налогового учета оптимизации и контролирование расходов организации (в т.ч. непроизводственных – вознаграждения, материальная помощь сотрудникам). Кроме прочего, это оптимизирует и собственно налоги, налоговые риски.
Чем отличается налоговый от бухгалтерского учета?
Как упоминалось вскользь ранее, учеты хозяйственной деятельности организации, как бухгалтерский, так и налоговый, преследуют определенный цели. Именно они и предопределяют основное отличие между данными двумя видами отчетности. Если же первый имеет умысел исключительно оценить и проконтролировать (корректность выполнения хозяйственных операций и текущее состояние капитала организации в последствии), то второй важен для проверки и выполнения требований законодательства.
Из основного различия исходят и другие, более локальные и конкретные, касающиеся определенных нюансов хозяйственной деятельности. К примеру:
- Порядок, форма проведения учета и составления отчетности регулируются разными нормативными положениями.
- Налоговый учет, его порядок един для всех организаций, бухгалтерский же зависим от вида деятельности (на коммерческой или бюджетной основе).
- Различны в этих учетах и определения доходов: бухгалтерский предполагает использование одного только метода начисления, в налоговом к нему обязательно добавляется кассовый метод.
- Также в налоговой отчетности данные доходы должны распределятся/фиксироваться как прямые и косвенные.
- Расходами для бухучета и налогового также считаются не все (не идентичные) траты, доходы организации.
- Определенный список хозяйственных операций ( к примеру, внедоговорные выплаты сотрудникам или получение в дар определенного имущества) учитываясь бухгалтерским учетом, не отражаются в налоговом, так как не взаимосвязаны с налогообложением.
Рекомендуем посмотреть видео, где опытный специалист на примере программы 1С рассказывает об отличии налогового и бухгалтерского учета: