Марки автомобилей в автосалонах предоставлены в таком количестве, что порой трудно выбрать наиболее удобное ТС, подходящее по всем параметрам. Механизмы оснащены различными коробками передач, а покупателю самостоятельно предстоит решать, какая из них лучше, к примеру, типтроник или вариатор, выяснять чем они отличаются. В среде автолюбителей не прекращаются споры по этому вопросу, где каждый доказывает большую надежность того или другого варианта.
Описание коробки передач «типтроник»
Типтроник впервые установила на своих авто компания Porsche еще в 1990 году. По сути, это доработанная классическая АКПП, где водитель может перейти с автомата на механику без переключения рычага в нейтральное положение. Производители ТС крупных автоконцернов быстро оценили популярность такой трансмиссии, стали устанавливать похожие коробки передач на марках автомобилей:
- BMW.
- Audi.
- Volkswagen.
Так как термин «типтроник» был запатентован Porsche, разработчики используют другие названия для своих автоматических КПП, что-то изменив, добавив функции, но принцип работы в основном остался в неизменном состоянии.
Производители выполнили основные действия:
- Взяли для работы в паре планетарную передачу и последовательный набор шестеренок.
- Обеспечили жесткую связь с силовым агрегатом.
- Создали устойчивую АКПП к крутящему моменту.
При этом:
- Смена ступеней не размыкает мощности.
- Переключение осуществляется с максимальной скоростью.
Благодаря:
- Установленному гидроблоку со специальными усиленными шестеренками.
- Упрощенной технологии переключения в верхнее или нижнее положение.
Когда водитель переводит рычаг из одного в другое состояние в электронном блоке происходит переключение на нужную передачу. Электроника управляет автоматом, где:
- Нет прямой связи селектора с АКПП.
- Обеспечивается правильная работа трансмиссии с защитой от поломок.
Типтроник – это автоматизированный агрегат, у него может быть больше 7 ступеней, позволяющих реализовать мощность движка, гарантирующих экономичность топлива.
Технические особенности вариатора
Первые вариаторы появились в 1950 году. Они предназначались, для:
- Бензопил.
- Снегоходов.
- Станков.
- Швейных машинок.
Легковые автомобили требовали другое конструктивное решение, чтобы применять бесступенчатое переключение скоростей. Разработчики голландских DAF успешно справились с подобной задачей в 1958 году, а в 1970 передали патент компании Volvo на трансмиссию типа CVT.
Водителям на машинах с таким АКПП не нужно зацикливаться на перевод скорости, автоматическая коробка сама поработает над этим процессом в постоянном, изменяющемся режиме с помощью электронной системы.
Вариатор состоит из 2 дисков с накинутым между ними ремнем или цепью. Передаточное число изменяется непрерывно с плавным ходом за счет движения шкивов. Здесь отсутствуют передачи, поэтому и переключать нечего. Постоянное нахождение трансмиссии в крутящем моменте позволяет быстро разгоняться автомобилю. При этом у вариатора зафиксированы положительные показатели в виде:
- Экономичного расхода горючего.
- Плавного разгона.
- Незначительного веса.
Присутствуют и отрицательные свойства:
- Шумная работа.
- Краткий срок эксплуатации.
- Дорогое обслуживание с ремонтом.
- Исключение резкого старта с агрессивной ездой.
У вариаторов основное преимущество в отменном плавном ходе автомобиля.
Что общего между типтроником и вариатором
Объединяет как типтроник, так и вариатор — конструктивные особенности устройств, они являются вариациями автоматических коробок передач, в управлении которых принимает участие электроника. При этом:
- Трудный дорогостоящий ремонт, который выполнят в специализированной мастерской, так как самостоятельное проведение из-за сложности работ не доступно каждому водителю.
- Простое управление машиной.
- Экономный расход топлива.
- Комфортная езда в черте города, особенно при образовании пробок.
- Вариатор и типтроник, это не тип АКПП дорогостоящего устройства, они предоставляют автомату дополнительные функции со своими плюсами и минусами.
- Скорости переключаются без участия водителей, отсутствуют рывки.
Узнать какую трансмиссию установили на авто можно по номеру и названию, расположенным под капотом.
Чем отличаются типтроник от вариатора
Отличительные особенности типтроника:
- Кроме механического переключения скоростей вручную можно перейти на автомат.
- Режим МКПП предоставляет большую возможность для маневров на трассе во время обгонов.
- Типтроник эффективен зимой при разгонах и торможении.
- На трудных дорогах, когда автомат не справляется водитель переходит на ручное управление автомобилем.
На машинах с вариатором предусмотрена установка бесступенчатой трансмиссии в составе:
- Вариатора.
- Узла для разъединения силового агрегата с вариатором.
- Системы управления.
- Механизма для движения задним ходом.
Вариаторы отличаются от типтроников принципом работы, где:
- Раздвижные ведущие и ведомые шкивы соединяют ремни.
- Диски автоматически могут менять диаметр со сменой передаточного числа.
- Запуск вариатора происходит рычагом селектора.
Нужно отметить и позитивные моменты, большую:
- Эффективность.
- Надежность.
- Комфортность.
- Плавность движения.
- Ровный разгон.
- Оперативный набор скоростей.
- Сниженные нагрузки на двигатель.
Автомобили с вариатором не рекомендуют любым способом буксировать.
Кому лучше подойдут АКПП с вариациями
В городе с хорошим асфальтом вариатор докажет при передвижении свою надежность и комфортность. Если ездить придется в сельской местности по плохой дороге лучше не покупать машину с вариатором из-за короткого срока эксплуатации и быстрого износа деталей на бездорожье. Такая конструкция не ставится на мощных машинах. Когда куплен авто с пробегом нужно сразу заменить:
- Масло.
- Датчики топливные и скоростей.
Типтроник больше подойдет путешественникам, которые бороздят разные по качеству дороги. В городской черте автомат будет экономить топливо во время пробок. При передвижении на сложной местности переключение на механику позволит без проблем преодолеть подъем, справится и со скользким участком.