alaas1

Нынешняя ситуация в Сирии кажется европейцам непонятной и запутанной. Дело в том, что она осложнена религиозными воззрениями противоборствующих сторон, конфликтом между различными течениями Ислама.

Когда великий пророк Мухаммед умер, на его плодах взросло государство – Халифат. Халифом был провозглашен Абу Бакр, один из самых влиятельных сподвижников пророка.

Историки часто отмечают, что ранний Ислам держался в единстве только за счет силы и харизмы великого пророка. Поэтому сразу после кончины Мухаммеда произошел раскол Ислама. Причина была политической, а главным вопросом был вопрос престолонаследия. Одни считали, что править должны те, в чьих телах есть кровь Мухаммеда, ибо только так, по наследству, передается божественная мудрость, необходимая имаму. Другие выступали за выборность верховной власти, поскольку вся божественная мудрость уже записана и передана людям. Образовались ряд течений, ключевыми из которых стали шиизм, почитавший Али и род его, и ортодоксальный суннизм, вера праведников.

Караван

Абу Бакр правил два года. Сменилось два халифа, прежде чем мусульманами стал править Али. Сбылось то, чего желали шииты. По-настоящему конфликт разгорелся после гибели Али. Вопрос престолонаследия встал еще более остро.

Абу Бакр

Позднее на почве шиизма развилась секта алавитов. О них, а также о суннитах пойдет речь ниже.

Святое предание

Мухаммед, неся слово и мудрость Аллаха через пустыни Аравии, собрал вокруг себя великое множество последователей. Они передавали из уст в уста святые речи и поступки пророка, которые позднее были записаны в виде хадисов (преданий) и легли в основу сунны. Сунна – это жизнеописание, которое дает пример людям и служит им руководством в повседневном быту. Наравне с Кораном она послужила источником для шариата.

Сунна

Сунниты, то есть те, кто следует сунне, после раскола выступили против избрания правителем потомков Али. У них был другой принцип. Пусть правит тот, кто наиболее этого достоин. И большинство их поддержало. Суннизм стал наиболее распространенной веткой ислама. Таковой он остается до сих пор. Около 90% мусульман – сунниты.

В их заслуги входит сохранение чистоты веры. После раскола появлялись новые секты, которые пытались привнести в Ислам пережитки старых религий. Сунниты не допустили этого, ведя жестокие полемики против нововведений. Они были ортодоксами.

Эклектическая вера

Культ почитания Али развили шииты. Подхватили его алавиты. Их ислам – весьма специфичная религия, которая носит в себе черты христианства, буддизма и других практик. Так, по крайней мере, считается. Осложняет вопрос принцип «тыкая», согласно которому внутренняя вера не зависит от внешних проявлений. Пусть хоть библию целуют на людях, а в душе верить будет в Аллаха. Делается это, чтобы скрыть основы учения от чужаков, ибо для алавитов их религия — дар, доступный избранным.

Алавиты вобрали в себя христианский гностицизм и христианские обряды. В большинстве источников сообщается о некой триединой структуре: Али воплотил в себе Смысл Господень, Мухаммед – имя Господне, Салман аль-Фарси, первый не араб, принявший Ислам, стал воплощением Врат, ведущих к Господу. Иногда сообщают о таинственной книге Китаб аль-Маджму, которую написали в подражание Корану. Никаких ее текстов до историков не дошло.

Алавиты

Возможно, таковой их вера стала, поскольку они постоянно подвергались гонениям. Им пришлось приспосабливаться под господствующие верования. Так, например, когда пришли крестоносцы, они приняли к практике христианские обычаи.

На сегодняшний день вера алавитов наиболее распространена в Сирии – 10-15% от населения страны. К их последователям принадлежит и нынешний правитель Сирии – Башар Асад.

Точки соприкосновения

В двадцатом веке в истории Ислама настал момент, когда суннитам пришлось признать алавитов мусульманами. Это была политическая необходимость, но идеологические аргументы тоже пришлось привести. Основные из них:

  • Алавиты чтят Коран, хотя и считают, что это лишь часть божественного откровения.
  • Алавиты чтят отдельные хадисы сунны, в которых Мухаммед не говорит плохого о своем двоюродном брате Али.
  • Алавиты следуют, но по-своему и не всегда, пяти основным столпам Ислама: верят в единого Бога, совершают намаз (реже, чем сунниты), постятся в преддверии Рамадана (пост их короче, чем у ортодоксальных мусульман), практикуют закят и хадж.
В еще одном вопросе они сходятся: роль женщины в обществе. И те, и те считают, что предназначение женщин – воспроизводство рода и уход за детьми. Мужчины же от Бога имеют преимущество. Алавиты даже утверждают, что лишь мужчина обладает душой.

Различия

На самом деле сходства их призрачны. Пять столпов Ислама алавиты трактуют символически, потому не считают их выполнение обязательным. Трудно вообще определить основные религиозные практики и понятия алавитов. Принцип «тыкая». Они скрывают истинную веру. Можно ли назвать то, что они показывают всем, их подлинной религией?

Считается, что алавиты верят в переселение души, обожествляют Али, называют его творцом человеческого мира. Абсолютная ересь в глазах суннитов. Помимо этого, они пьют вино, разрешают мужеложство, празднуют христианские Рождество и Пасху, изучают Евангелие, почитают Иисуса Христа и его апостолов, полагая, что в образах великих пророков людям являлся сам Господь. Важной фигурой в их веровании стала Фатима, дочь пророка и супруга Али. Она выступала против суннитов, считала, что те узурпировали власть, посадив на трон Абу Бакра.

Главное же различие кроется в отношении к потомству Мухаммеда и Али. Сунниты считали, что вся мудрость, все необходимые знания уже изложены в Коране и Сунне, а потому нет никакой необходимости в том, чтобы исламским обществом правил некто из рода Мухаммеда. Шииты и алавиты, напротив, полагали, что божественная мудрость передается по крови, что наместником на земле может быть только тот, кто принадлежит к родне великого пророка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить