На страницах литературных произведений читатель часто сталкивается со смешными героями или эпизодами, забавными фамилиями персонажей, нелепыми особенностями речи. Во всех этих случаях мы имеем дело с проявлениями комического в литературе. Читатель понимает, что писатель ставил себе задачу вызвать смех публики, изобразить нечто смешное. Но в то же время не можем не заметить, насколько различным бывает такой смех.
В литературоведении принято выделять следующие виды комического:
- Юмор.
- Ирония.
- Сатира.
- Сарказм.
Также специалисты различают приемы комического. К ним относятся гипербола, абсурд, гротеск, фантастика, саморазоблачение и некоторые другие.
Чем же различаются такие виды комического, как ирония и сарказм? Давайте разберемся!
Ирония
В буквальном переводе с греческого слово «ирония» означает «притворство». Под иронией подразумевают тонкую насмешку. Часто при использовании этого средства говорится одно, а предполагается противоположный смысл. При этом герой литературного произведения или собеседник при живом общении иногда характеризуется положительно, но всем понятно, что говорящий имеет в виду диаметрально противоположные качества характера. Такой прием встречается, например, при изображении Ноздрёва в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» или помещика Полутыкина в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Так, повествователь характеризует своего товарища по охоте как превосходного охотника и, следовательно, отличного человека. Однако последующие разъяснения о его наклонностях показывают читателю данного героя как человека злопамятного, капризного, ограниченного.
Сарказм
Сарказм представляет собой язвительную, резкую насмешку, издевку, гневную, обличительную. Сарказм отрицает существование того явления или лица, которое подвергнуто осмеянию. Так, например, саркастическая усмешка характерна для стихотворений М.Ю. Лермонтова о бесплодности, бессмысленности бытия представителей его поколения. Сарказм звучит в гневных речах Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», когда он говорит о пороках старшего поколения. Интересно, что «сарказм» по происхождению греческое слово, первоначальное значение которого «разрывающий плоть». Так и данное средство комического предполагает злую, уничтожающую насмешку, эмоциональную, обличительную.
Сходства между иронией и сарказмом
- И ирония, и сарказм относятся к видам комического в литературе, то есть применяются с целью вызвать смех, усмешку читателя, подвергнуть критике, осмеянию какое-либо явление действительности или качество человека.
- И ирония, и сарказм представляют собой виды довольно злого, уничтожающего смеха. Используя эти виды комического, писатели стремятся к тому, чтобы читатели осознали неправильное положение вещей, приложили усилия к исправлению ситуации, если это возможно.
- Можно утверждать, что с помощью этих приёмов литераторы создают яркие, запоминающиеся образы, вызывающие живой отклик в сердце читателя.
Различия между иронией и сарказмом
- Сарказм является гораздо более злой, уничтожающей насмешкой в отличие от иронии. Он наполнен авторским негодованием, стремится к уничтожению, полному отрицанию того, что описывает.
- В литературоведении понятие иронии более широкое, чем сарказм. Ирония является и изобразительно-выразительным средством (тропом) и видом комического. Иногда говорят об иронии как пафосе, виде отношения автора к своему герою (например, такой иронический пафос присущ отдельным авторским отступлениям в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). В культуре сформировались несколько видов иронии:
- Сократическая ирония, при которой умствования философов, их выводы и умозаключения оказываются противоположны простой человеческой логике, здравому смыслу.
- Ирония судьбы – так называют ситуации, в которых человек бессилен что-либо изменить, оказывается полностью во власти обстоятельств.
- Романтическая ирония была свойственна немецкой литературе рубежа XVIII-XIX веков. В русле такого направления, как романтизм, ирония помогала выразить абсолютную свободу личности, пренебрежение авторитетами, бедность возможностей человека и игру противоположностей.
- Ирония, как ведущий прием изображения действительности в произведении литературы становится особенно востребована в литературе начала XX века и в литературе постмодернизма. За маской иронии, насмешки авторы прячут ощущение собственного бессилия, трагизма, бессмысленности бытия. Таким образом, можно говорить о том, что ирония, становясь ведущим приёмом, проходит свой путь в истории литературы.
- В литературе конца XX и начала XXI века становится популярным такой жанр, как иронический детектив. Он приходит в нашу литературу из зарубежной и по-своему пародирует штампы традиционного детектива. В произведениях этого жанра повествование обычно ведется от первого лица, важное место в нем занимают смешные ситуации и герои. Сейчас можно также встретить произведения в жанре иронической фантастики, иронической романтической повести.
Таким образом, в наши дни ирония как пафос, вид отношения к изображаемому, оказывается довольно популярна и востребована среди авторов и читателей и находит почитателей чаще, чем злые, саркастические произведения.