lent46

В 2015 году ситуация в редакционном составе «Lenta.ru» накалялась: становилось очевидным, что рано или поздно редакцию придётся распустить. Об этом Галина Тимченко, бывший редактор, писала в книге «Дорогая редакция…». Когда произошёл раскол, появилась публичная страница «Лентач», а спустя некоторое время – «Настоящий Лентач». Несмотря на общие истоки, сейчас это разные СМИ, с разной же редколлегией.

«Лентач»

Публичной страницей «Лентача» руководили бывшие сотрудники «Ленты», но основные бразды публикации материалов они доверили Марку Шейну – бывшему подписчику, внёсшему огромный вклад в деятельность «Лентача». От серьёзного подхода «Ленты» «Лентач» перешёл к более шутливой подаче новостей – их основным инструментом стала публикация мемов. Именно здесь появилась профессия «пикчера», которую с разной степенью успеха пытаются перенять администраторы других публичных страниц.

«Лентач»

«Настоящий Лентач»

«Настоящий Лентач» появился, когда Шейна отстранили от руководства публичной страницы. Бывшие сотрудники «Ленты» объяснили своё решение тем, что редактор планировал превратить «Лентач» в собственный коммерческий проект – и пользовался для этого источниками, не заслужившими доверия.

Оскорблённый Шейн посчитал, что редакторы страницы отстранили его от должности, заметив, что «Лентач» начал приносить деньги, а с ним решили не делиться. Чтобы не бросать прибыльного дела, Шейн создал страницу «Настоящий Лентач», где занялся тем же, что делал и на «Лентаче». Некоторые подписчики приняли его сторону, но большинство осталось на «Лентаче» и остаются там и по сей день, делая страницу одним из крупнейших новостных ресурсов ВКонтакте.

Общее

Помимо общего названия, оба «Лентача» делят философию – другими словами, пропагандируют «здравый смысл» через публикацию шутливых коллажей и мемов. Новости выходят ежедневно, затрагивая все важные социальные аспекты – политику, культуру, жизнь общества, научные открытия.

Вместо привычных фотографий, новость сопровождают мемы, обыгрывающие ситуацию с комической стороны. По мнению авторов публичных страниц, именно шутки и есть выражение здравого смысла, за который они борются.

Кроме этого, у них есть общие рубрики – например, «Радио Лентач», в котором публикуются музыкальные подборки – в том числе предложенные подписчиками. И, хотя на обеих страницах существует модерация комментариев по ключевым словам (как правило, матерным), администраторы всячески поощряют дискуссии между подписчиками и иногда проводят конкурсы на лучший комментарий.

Также, по договорённости с партнёрами, разыгрываются различные предметы – книги, билеты в кино и музыкальные концерты.

Различия

Однако, по мнению подписчиков, ключевое различие двух «Лентачей» лежит в их профессионализме и аудитории, причём «Настоящий» проигрывает по обоим показателям. Например, публикуя новости о сексуальном скандале с Харви Вайнштейном, «Настоящий» не чурался шуток, которые, при определённой точке зрения, можно посчитать нарушением журналистской этики.

Тем не менее, это позволяет администрации и подписчикам сохранять более тесный контакт – даром что и подписчиков у «Настоящего» гораздо меньше. Да и Марк Шейн, в отличие от администраторов того же «Лентача» не скрывает самого себя и активно ведёт аккаунт в «Твиттере», комментируя происходящее в мире в той же вольготной манере, что и на публичной странице. Создатели «Лентача» не скрывают себя, но и не привлекают к себе внимание общественности, работая как средство массовой коммуникации и служа площадкой для публикации новостей из других источников, ссылки на которые они всегда приводят в своих постах. Поэтому у «Лентача» нет собственного сайта – так как собственный контент они не создают, выкладывать на сайт им нечего. У «Настоящего» сайт есть, и они даже пишут туда новости – как правило, редко выходящие за рамки сообщения об интересном видео, выложенном в интернете.

Хотя «Настоящий» также публикует новости из других источников (прикладывая при этом ссылку), списка источников гораздо меньше, и, как правило, они менее популярны, чем партнёры «Лентача» — Медуза, ИТАР «ТАСС», RTV и многие другие, даже оппозиционные СМИ, такие, как телеканал «Дождь». Поэтому, стремясь к заполнению новостной сетки, «Настоящему» ничего не остаётся, кроме как писать новости самостоятельно, хотя у «Лентача» такой необходимости нет. Хотя новости, тем не менее, чаще всего написаны литературным языком (чего не скажешь, например, о постах в «Твиттере» Шейна).

Выражаясь интернет-сленгом, «Настоящий Лентач» нацелен на аудиторию школьников – по крайней мере, иногда создаётся именно такое впечатление. Зачастую аморальные шутки, использование сленговой лексики не присуще серьёзному изданию. Тем не менее, основные цели СМИ издание преследует достаточно чётко – оно не только достоверно информирует своих пользователей (в публикации фейковых или скандальных новостей, присущих жёлтой прессе, «Настоящий» уличён не был), но и развлекает их, пусть и в немного необычной манере. Но то же самое делает и «Лентач», расширяя при этом затрагиваемую тематику (так как публикуемые новости редакция отбирает самостоятельно) и не переступая через границы этики, столь ощутимые для определённых социальных групп. Впрочем, кому-то и это может показаться забавным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить