Для юридического лица, будь то компания с многомилионными оборотами или индивидуальный предприниматель, большое значение имеет аналитическая оценка хозяйственной деятельности. Это помогает определить общее состояние предприятия, слабые и сильные стороны, и, с учетом этого, строить прогнозы. Но, оценивая деятельность важно знать, что отражают те или иные показатели, как они формируются и зависят друг от друга. Так как неправильная трактовка показателей может отрицательно сказаться на прогнозах и принятии управленческих решений. Например, достаточно много людей, не имеющих профильного образования, считают что маржа и наценка – это одно и то же. Чтобы разобраться так ли это на самом деле, необходимо рассмотреть оба показателя.
Существует множество определений термина маржа, в зависимости от сферы деятельности они немного разнятся между собой, но общая суть одна — это разница между стоимостью товара, за которую его приобрел покупатель, и затратами на его производство, покупку (себестоимостью). Может рассматриваться как абсолютный показатель (в денежном выражении), так и относительный (в процентах). Маржа — решающая строка в финансовой аналитике: отражает прибыль предприятия. Рассчитывается по формуле:
(Цена-Себестоимость)/Цена*100
Наценка – это добавленная стоимость к себестоимости товара, призванная покрыть издержки компании, не вошедшие в себестоимость, и принести доход. Инструмент ценообразования. Именно наценка формирует окончательную стоимость товара, и может регулировать её. Размер самой наценки определяется политикой организации или рыночными отношениями. Выражается также в процентах и деньгах. Рассчитывается следующим образом:
(Цена-Себестоимость)/Себестоимость*100
Значение наценки может превышать 100%, поскольку она отражает сколько прибыли приносит каждый рубль затраченный на производство товара.
Пример расчета: Доход от реализации товара – 1000 руб., затраты на производство (покупку) – 800 руб.
Наценка = (1000-800)/800*100=25%, маржа = (1000-800)/100*100=20%.
Пример наглядно показывает, что наценка всегда выше маржи, хотя в денежном выражении они равны.
Что между ними общего?
Как сказано выше, абсолютные значения сумм этих показателей равны, поскольку они составляют одну и ту же часть цены. Поэтому их часто путают между собой. Если рассматривать соотношение относительных значений в динамике, можно увидеть взаимосвязь. Чем больше наценка, тем выше маржа. И если известно значение одного показателя, не составит труда вычислить второй.
Н = (М/(100-Н) и наоборот, М = Н/(100+Н), где Н – наценка, а М – маржа.
В чем заключается разница?
Несмотря на мнимую схожесть, это абсолютно разные показатели. Вот несколько отличий:
- Суть. Маржа отражает доходы предприятия за минусом затрат на производство товара по итогу деятельности, а наценка, как инструмент ценообразования, показывает сколько процентов от себестоимости компания заложила в цену продукции в качестве своего дохода.
- Способ расчета. При расчете маржи высчитывается отношение прибыли к доходу, а наценки – отношение прибыли к себестоимости.
- Предельный объем. В процентном эквиваленте маржа не может превышать 100%, в то время как наценка практически не ограничена и может составлять и 150% и 200%.
- Зависимость. Величина маржи зависит от величины наценки, то есть, чем выше наценка – тем больше маржа. Тогда как сама маржа никак не может повлиять на наценку, и регулируется внутренней и внешней политикой компании.
- Наценка – более первична, поскольку закладывается на этапе ценообразования товара. Фактическое значение маржи рассчитывается на основе полученных данных о доходах и затратах на производство продукции.
- Назначение. Наценка участвует в формировании стоимости, закладывая прибыль предприятия. Маржа применяется для определения результатов хозяйственной деятельности в управленческой отчетности, и не фигурирует в бухгалтерском учете. Рассчитывается только по мере необходимости.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: маржа — итоговый показатель, отражающий финансовый результат. Чем она выше, тем рентабельнее деятельность компании. Используется в управленческом учете. Наценка – формирует окончательную стоимость продукции, приплюсовывая к затратам на производство неучтенные издержки и прибыль организации. Регулирует цену продукции, и маржу. Используется как в бухгалтерском так и в управленческом учете.