finn48

Для юридического лица, будь то компания с многомилионными оборотами или индивидуальный предприниматель, большое значение имеет аналитическая оценка хозяйственной деятельности. Это помогает определить общее состояние предприятия, слабые и сильные стороны, и, с учетом этого, строить прогнозы. Но, оценивая деятельность важно знать, что отражают те или иные показатели, как они формируются и зависят друг от друга. Так как неправильная трактовка показателей может отрицательно сказаться на прогнозах и принятии управленческих решений. Например, достаточно много людей, не имеющих профильного образования, считают что маржа и наценка – это одно и то же. Чтобы разобраться так ли это на самом деле, необходимо рассмотреть оба показателя.

Существует множество определений термина маржа, в зависимости от сферы деятельности они немного разнятся между собой, но общая суть одна — это разница между стоимостью товара, за которую его приобрел покупатель, и затратами на его производство, покупку (себестоимостью). Может рассматриваться как абсолютный показатель (в денежном выражении), так и относительный (в процентах). Маржа — решающая строка в финансовой аналитике: отражает прибыль предприятия. Рассчитывается по формуле:

(Цена-Себестоимость)/Цена*100

Предельное значение не может превышать или быть равным 100%, так как маржа отражает, сколько прибыли принесет 1 рубль товарной продукции. Целесообразно рассчитывать её по истечению заданного периода (месяц, квартал, год), и на основании полученных данных принимать решения и строить прогнозы.

Наценка – это добавленная стоимость к себестоимости товара, призванная покрыть издержки компании, не вошедшие в себестоимость, и принести доход. Инструмент ценообразования. Именно наценка формирует окончательную стоимость товара, и может регулировать её. Размер самой наценки определяется политикой организации или рыночными отношениями. Выражается также в процентах и деньгах. Рассчитывается следующим образом:

(Цена-Себестоимость)/Себестоимость*100

Значение наценки может превышать 100%, поскольку она отражает сколько прибыли приносит каждый рубль затраченный на производство товара.

Пример расчета: Доход от реализации товара – 1000 руб., затраты на производство (покупку) – 800 руб.

Наценка = (1000-800)/800*100=25%, маржа = (1000-800)/100*100=20%.

Пример наглядно показывает, что наценка всегда выше маржи, хотя в денежном выражении они равны.

Расчет финансов

Что между ними общего?

Как сказано выше, абсолютные значения сумм этих показателей равны, поскольку они составляют одну и ту же часть цены. Поэтому их часто путают между собой. Если рассматривать соотношение относительных значений в динамике, можно увидеть взаимосвязь. Чем больше наценка, тем выше маржа. И если известно значение одного показателя, не составит труда вычислить второй.

Н = (М/(100-Н) и наоборот, М = Н/(100+Н), где Н – наценка, а М – маржа.

В чем заключается разница?

Несмотря на мнимую схожесть, это абсолютно разные показатели. Вот несколько отличий:

  1. Суть. Маржа отражает доходы предприятия за минусом затрат на производство товара по итогу деятельности, а наценка, как инструмент ценообразования, показывает сколько процентов от себестоимости компания заложила в цену продукции в качестве своего дохода.
  2. Способ расчета. При расчете маржи высчитывается отношение прибыли к доходу, а наценки – отношение прибыли к себестоимости.
  3. Предельный объем. В процентном эквиваленте маржа не может превышать 100%, в то время как наценка практически не ограничена и может составлять и 150% и 200%.
  4. Зависимость. Величина маржи зависит от величины наценки, то есть, чем выше наценка – тем больше маржа. Тогда как сама маржа никак не может повлиять на наценку, и регулируется внутренней и внешней политикой компании.
  5. Наценка – более первична, поскольку закладывается на этапе ценообразования товара. Фактическое значение маржи рассчитывается на основе полученных данных о доходах и затратах на производство продукции.
  6. Назначение. Наценка участвует в формировании стоимости, закладывая прибыль предприятия. Маржа применяется для определения результатов хозяйственной деятельности в управленческой отчетности, и не фигурирует в бухгалтерском учете. Рассчитывается только по мере необходимости.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: маржа — итоговый показатель, отражающий финансовый результат. Чем она выше, тем рентабельнее деятельность компании. Используется в управленческом учете. Наценка – формирует окончательную стоимость продукции, приплюсовывая к затратам на производство неучтенные издержки и прибыль организации. Регулирует цену продукции, и маржу. Используется как в бухгалтерском так и в управленческом учете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить