Слишком часто начинающие предприниматели не слишком хорошо разбираются, а то и вовсе не знакомы с значениями основных финансовых терминов. Часто они не понимают, в чем разница между такими понятиями, как «прибыль» и «выручка», хотя различий они имеют немало, а по своему значению имеют много общего.
Для хорошего грамотного бухгалтера, это очевидные истины. Но хозяин бизнеса должен не просто знать, что означают такие экономические категории, но и понимать, в чем их отличие.
Выручка и прибыль
Они постоянно присутствуют в деятельности всякой фирмы. Сферы финансов, бизнеса и экономики используют их в значении «деньги» (или их эквивалент), которые получает субъект хозяйственной деятельности или физическое лицо.
Бухучет использует эти значения при подсчете выручки и прибыли на уровне бизнеса. Их расчет выполняется также для оценки национальных экономик.
Выручка появляется, когда бизнесом реализованы товары или услуги. А рассчитывается она просто: достаточно перемножить количество проданного товара и цену за его единицу. А прибыль будет рассчитана, когда выполнены все необходимые отчисления и подсчитаны расходы.
Выручка
Когда в планировании выручку принимают за доходы, просчеты неизбежны, а результатом может стать – банкротство.
Наиболее типичная ошибка, когда за выручку принимаются только деньги, поступающие в кассу. Это характерно только для розничной торговли, когда товар покупатель оплачивает в момент получения. Но часто взаиморасчеты осуществляются между предприятиями-контрагентами, и тогда становится заметной разница между оплатой стоимости товара и получением его покупателем. Потому что в подобных случаях стоимость товара попадает в выручку на момент отгрузки, и неважно, оплачен он или нет.
Теперь должно быть понятно определение выручки как совокупности поступивших денежных средств за реализованный товар (продукцию, услуги), как и тех, что будут гарантировано получены в определенный промежуток времени. К тому же, к выручке относятся поступления от продажи ценных бумаг или внеоборотных активов. Выражаясь иначе, выручка – это валовый доход компании.
Учитывается выручка двумя методами:
- Кассовый (деньги на счете).
- Метод начисления (выполняется с момента отгрузки товара потребителю или предоставления услуги покупателю, вне зависимости от оплаты).
С помощью этого показателя оценивается работа компании. Выручка может быть спрогнозирована. Боле того, такой анализ даже нужно производить время от времени. Потому что от регулярности выручки зависит стабильный оборот компании и работа ее в целом. Для этого необходимо проанализировать объемы продажи и поступления денег за ряд предыдущих периодов. Важно при этом учесть условия, которые оказывают влияние на показатель выручки:
- Возможно, предприятием выпускается или реализуется не пользующаяся спросом или некачественная продукцию. Выполнив анализ рынка, можно предпринять некоторые шаги, типа улучшения качества продукции, изменение или расширение ассортимента.
- Предприятие работает с перебоями.
- Ошибки в ценовой политике.
- Условия договоров нарушают поставщики или перевозчики.
- Уровень инфляции, превышающий запланированный.
- Изменения законодательной базы.
Такой анализ покажет предпринимателю, может ли сам он как-то повлиять на изменение условий, к примеру, поменять либо поставщика, либо перевозчика, или они от его усилий не зависят.
Доходы
Выручка может покрыть все требуемые платежи: бюджетные, социальные, налоговые, а также расходы на коммунальные услуги и сырье, на зарплату работников и другие затраты, которые так или иначе касаются выпуска продукции и ее реализации. А вот то, что останется в итоге, и будет чистым доходом. И лишь при нулевых затратах доход с выручкой будут равными.
Прибыль
Для всякого предприятия это тот показатель, который определяет результативность его работы и определяется как разница между доходом и затратами на его получение. Прибыль существует двух видов, экономическая и бухгалтерская:
- Первая – это общий доход предприятия минус любые издержки; возможно распределение между учредителями.
- Вторая – это совокупный доход минус явные издержки; используется для отчисления налогов.
Также предпринимателю нужно отличать прибыль валовую и чистую.
Первая получается, когда из всех полученных доходов (как от основной, так и вспомогательной деятельности) вычитаются затраты, связанные с его получением. А вторая – когда из доходов предприятия вычесть все его расходы: платежи по кредитам и за аренду офисов, налоги и штрафы и др.
Но затраты могут превысить доход предприятия, и тогда прибыль окажется отрицательной. Именно в этом выручка, главным образом, отличается от прибыли. Она с «минусом» быть не может.
Всякий предприниматель работает с основной целью – увеличить доход. А чтобы рост его был постоянным, очень важно знать и понимать, что собой представляет и от чего зависит выручка. Предприятие тогда станет успешным и приносить владельцу своему заслуженную прибыль, если предприниматель возьмет за правило постоянный анализ финансовых показателей и разработку прогнозов.