В условиях экономической нестабильности, важно знать и понимать основные показатели, применяемые в анализе хозяйственной деятельности предприятия. Правильно расшифрованные значения помогут избежать множества проблем, связанных с банкротством и дальнейшей ликвидацией. Ключевыми показателями в оценке финансового состояния является значение чистых активов и величина собственного капитала.
Чистые активы: основные черты
Чистые активы – это показатель, который рассчитывают с помощью вычета суммы обязательств от суммы общих активов организации. Если осуществляется их продажа или идет погашение всех долгов, то именно они останутся в виде суммы владельцам (акционерам) организации.
Показатель является одним из немногих, который определяется законодательством. Порядок расчета используется среди держателей акционерного общества, применяется также к обществу с ограниченной активностью, государственным, муниципальным учреждениям, производственным кооперативам и к другим субъектам хозяйствования.
Формула расчета содержит в себе нахождение разницы между активами и пассивами. Активы, которые берут участие в расчетах, включают в себя все активы учреждения, без учета задолженности учредителей дебиторского характера (к ним относят владельцев, участников, акционеров) по вложению в уставный капитал для оплаты по паевым частям.
Пассив или иными словами обязательства состоят из всех обязательств, кроме доходов, ожидаемых в будущем периоде, от получения государственной помощи или связанных с получением в долгосрочное распоряжение какого-либо имущества. Доходы можно охарактеризовать как собственный капитал. Они убираются из раздела, содержащего краткосрочные обязательства баланса.
Собственный капитал: сущность
Состоит из различных источников капитала, которые мобилизованы участниками учреждения и являются их собственностью. Затем они передаются юридическому лицу и становятся их собственным капиталом.
На основе имеющихся средств определяется потребность в капитале для выполнения производственных действий или предоставление услуг. Все зависит от сферы деятельности предприятия. Главным условием нормального функционирования должно стать рациональное распределение не в ущерб работе по другим статьям.
Собственный капитал – выступает в виде средств, которые вложены в оборотные и необоротные активы для поддержания хозяйственной занятости.
Он может уменьшаться или увеличиваться по мере доходности предприятия или зависеть от изменений в составе собственников. Представляет собой разницу, которая высчитывается между общим капиталом и всеми обязательствами предприятия.
В структуру собственного капитала входят:
- Уставный.
- Паевой.
- Дополнительный.
- Резервный.
- Прибыль.
- Средства для обеспечения будущих расходов.
Сюда также условно относят целевые финансовые поступления, которые перечисляются государственными источниками.
Что общего между показателями?
Для того чтобы оценить финансовую устойчивость и платежеспособность, специалисты современной теории и экономического анализа создали ряд многочисленных критериев. В этом списке они отнесли чистые активы и собственный капитал к особым показателям.
Потребность в измерении чистых активов связанна с двойственным характером некоторых средств организации, которые находятся на ее балансе. С одной стороны, они проявляются в виде собственных средств (как вариант, дивиденды), но с другой – являются непосредственной собственностью акционеров и работников.
Анализ показателя даст четкое понимание о его размере, и поможет понять, во сколько раз он превышают обязательства связанные как с долгосрочным, так и с краткосрочным периодом. Это поможет оценить уровень платежеспособности.
Именно платежеспособность является общим фактором, который связывает собственный капитал с чистыми активами. Размер активов можно приравнять к собственному капиталу. Их основная задача показать, чем подкреплены активы, которые состоят из вложенных собственниками средств, и соответствует ли эта картинка реальности.
Собственный капитал показывает уровень обеспеченности предприятия средствами, необходимыми для его нормального функционирования. Если показатель чистых активов окажется отрицательным, можно говорить о том, что собственного капитала недостаточно и необходимо менять стратегию работы.
Основные отличия
Главной отличительной чертой двух показателей станут методы оценки, которые разработаны с учетом индивидуальных особенностей.
Один из популярных методов, который помогает оценить стоимость предприятия или бизнеса, является метод чистых активов. Базируется он на том, что цена предприятия будет равной их цене и рассматривает ее вместе с понесенными издержками.
Принято выделять стоимость как рыночную, так и балансовую. Из-за различных колебаний в экономике, связанных с такими явлениями как инфляция, изменение поведения субъектов на рынке, неправильно подобранный метод учета, нельзя говорить об их соответствии.
Как следствие этому возникает потребность в регулирование баланса предприятия, которое осуществляется в несколько этапов:
- Предварительный анализ, связанный с обоснованностью рыночной стоимости всех активов в балансе.
- Определить соответствие между балансовой суммой и ее рыночной стоимостью.
- Вычислить из главной рыночной стоимости совокупных активов текущие обязательства.
Достоинство данного метода: он ссылается на котировку активов, которые уже существуют. Не имеет субъективного характера и более прозрачен. Но из-за своего постоянства, он пропускает оценку уровня прибыльности и перспективы развития.
Касательно метода стоимости собственного капитала, то стоит сказать, что он используется в финансовой отчетности, которая носит консолидированный характер. Также поможет рассмотреть все упущенные выгоды, но тогда следует учитывать обстоятельства, за счет которых формируются отдельные составляющие.
Метод является основой для формирования разных моделей, которые принимают участие в анализе компании. К таким можно отнести: модель дисконтированного денежного потока, экономически добавленная стоимость.
Нормативные значения
Расчет показателя чистых активов необходим в первую очередь для кредиторов. Благодаря ему они имеют возможность убедиться в защищенности собственных средств. Также помогает в случаях срочного закрытия предприятия тем, что отображает его примерную стоимость.
Важно, чтобы показатель всегда был положительным. Конечный результат должен в идеале превышать сумму уставного капитала. При таком раскладе можно будет смело говорить о том, что предприятию удалось не только сохранить первоначально вложенные средства, но и обеспечить прирост.
Сумма чистых активов может быть ниже уставного капитала только в первый год работы. Это считается нормальным и здоровым для компании явлением. Если ситуация сохраняется и в последующих годах, то предприятие будет вынужденно уменьшить сумму уставного капитала до размера показателя. Данное предписание будет выдвинуто со стороны законодательных органов. При низком значении уставного капитала и невозможности его опускания до надлежащего уровня будет поставлен вопрос о ликвидации.
При отрицательном или нулевом значении показателя можно будет сделать вывод о том, что фирма не может самостоятельно решать свои финансовые вопросы, и вынуждена обращаться за помощью к различным кредиторским организациям, потому что не владеет собственными средствами. Но в данном случае могут возникнуть проблемы: отрицательное значение скажет кредиторам о высоких рисках банкротства и о невозможности возвращения своих средств.
Во время использования формулы, выведенной для поиска суммы собственного капитала, важно правильно и внимательно работать с балансом предприятия. Конечный результат должен быть положительным. Только так инвесторы, кредиторы, учредители могут удостовериться в нормальной работе предприятия. Отрицательное значение говорит о серьезных проблемах в финансовой сфере и может послужить поводом для закрытия конторы.
Данные, которые учавствуют в расчётах, берутся за отчетный период. Как и с первым анализированным показателем, величина собственного должна быть больше значения уставного капитала. Это помогает сохранить инвестиционную привлекательность предприятия. Также выступает в роли показателя, который отвечает за качество модели, используемой в бизнесе.