poon999

Среди некоторых типов мышления особо отмечается абстрактное мышление, свойственное исключительно человеку. Еще его называют логическим. Это одно из социальных свойство человека, сложившихся в процессе становления и развития общества и формирования человека как социального существа.

Это мышление отражает человеком внешний мир в обобщенных образах.

Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Рассмотрим подробно каждое из них.

Что такое понятие?

Понятие – это отвлеченная и обобщенная мысль о предмете, представляющая собой базовую форму абстрактного мышления. На понятии зиждятся все основные поведенческие основы человека, его психика в общем.

Участвуя в отражении предмета (явления), понятие отвлекается от второстепенных несущественных свойств этого предмета, отражает его в основных специфических свойствах, являющихся в свою очередь общими для целого класса предметов, стоящих в однородном ряду.

К примеру, если мы произносим слово «роза». То в голове всплывает образ прекрасного цветка. Это происходит мгновенно, человек даже не может уловить, какой формы ее лепестки, какого они цвета или размера. Вот в этом как раз проявляется отвлечение от второстепенных признаков. Главное – это сам образ розы.

Так, понятие отражает целый класс однородных предметов. Иными словами, имеются ввиду розы различных цветов, размеров, но именно о розе идет речь, без указания на ее другие характеристики.

Что такое суждение?

Это следующая форма абстрактного мышления, связанная с понятием.

Суждение – это мысль о предметах в их связях и отношениях. Оно формируется на базе понятия.

Суждения логически складываются из различных понятий, может быть даже однородных.

Например: роза – это красивый цветок, почитаемый всеми народами мира.

Что такое умозаключение?

Эта научная субстанция является еще более сложной формой абстрактного мышления, в отличие от понятия и суждения. Так, оно представляет собой вывод их двух суждений.

В этом расчлененном понятии отдельно различают малую посылку, большую посылку и вывод. Эти элементы следуют друг за другом  как бы по цепочке, вытекая одно из другого.

Например. Необходимо проследить цепочку отдельных мыслей, из сопряженности которых вытекает вывод.

  • Все металлы обладают электропроводностью (большая посылка – общее понятие о металлах).
  • Алюминий – металл (малая посылка, выделяется из класса однородных металлов конкретный – алюминий).
  • Алюминий способен проводить электричество (вывод, обобщающий первые две посылки).

Таким образом, здесь присутствует некая связь  между логическими большой и малой посылками и вытекающим из их обобщения заключением.

Умение строить на базе понятий посредством суждений умозаключения входит в область исследований такой науки, как логика. Действительно, за счет разнообразных видов умозаключений, люди всегда получают новые знания, будь то собственные знания, полученные на своем опыте, или научные изыскания. Умение строить логичные умозаключения – это залог развитого мышления каждого конкретного человека, то есть без умозаключений процесс мышления был бы невозможен.

Умозаключение представляет собой весьма распространенную форму абстрактного мышления, оно используется как в повседневном, так и в научном мышлении человека.

Принципиальные отличия понятия и умозаключения

Проанализировав по отдельности каждую форму абстрактного мышления можно прийти к однозначному выводу, что, во-первых, понятие и умозаключение – это не идентичные по своему семантическому значению слова, а во-вторых, их функции также различны.

Да, их объединяет то, что они формируют абстрактное мышление человека и, конечно, связаны друг с другом.

Но они принципиально различны.

Главное отличие понятия от умозаключения и промежуточного между ними суждения состоит в том, что понятие – это:

  • Главная субстанция абстрактного мышления; из-за этого само мышление еще называют понятийным.
  • Оно служит для образования суждений и умозаключений.

Умозаключение, в свою очередь, представляет собой уже опосредованную субстанцию. Оно не может формироваться сразу на основе понятия. Должны пройти стадии становления сначала понятия, потом формирования суждения (суждений), а потом уже последует вывод в виде умозаключения.

Таким образом, получается, что умозаключение не сможет сформироваться само по себе. Иными словами, не будет понятия о предмете (реалии, явлении), не будет и умозаключения.

Образование понятия, суждения и умозаключения опосредуется активной деятельностью головного мозга человека по решению умственных задач. В большей степени в мозгу каждую секунду формируются какие-либо умозаключения, человек даже не фокусирует на этом свое внимание. Просто так устроена непрерывная мозговая деятельность.

Именно такие сложные мозговые процессы и отличают человека от животных. Следует запомнить одну простую формулу: П – С – У (где П – понятие, С – суждение, У – умозаключение). Переставлять составляющие местами нельзя, иначе исчезнет научно обоснованная целесообразность постановки этих абстрактных терминов в один ряд.

Так, абстрактное (понятийное) мышление в отличие от наглядно-образного представляет собой опосредованный способ отражения окружающего мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить