С образованием и становлением новой России, после распада Советского Союза, возобновился институт частной собственности на бывшие некогда общие земли и объекты недвижимости, с их стоимости государство начало исчислять налоги. Для упорядочения ведения и уточнения реестра данных на недвижимость Правительство РФ создало соответствующее госучреждение. Позднее его реорганизовали в службу Росреестра путем объединения нескольких самостоятельных структур.
В составе Росреестра, вместе с «Центром геодезии, картографии и ИПД», находится федеральное госучреждение «Кадастровая палата». Независимо от подведомственности организации выполняют не тождественные функции.
Деятельность Росреестра
Положением о Росреестре учреждение определяется как орган государственной исполнительной власти, выполняющий полномочия и оказывающий госуслуги в сфере регистрации прав, землеустройства, кадастрового учета, геодезии и картографии, массовой оценки, по надзору за различными взаимосвязанными организациями кадастровых инженеров, оценщиков, арбитражных управляющих, операторов площадок электронных торгов.
Услуги Росреестра предоставляются гражданам России, представителям бизнеса и органам власти всех уровней. Все названные категории заявителей могут получить данные из ЕГРН. Осуществляется это в многофункциональных центрах государственных услуг, открытых по всей России, а по экстерриториальному принципу в Кадастровой палате, когда действия необходимо совершить по объекту на территории другого региона РФ. Запрос на предоставление сведений предусматривается и почтовым отправлением, и заполнением форм электронного сервиса на сайте Росреестра. За квалифицированной помощью можно обратиться с вопросом по единому номеру центра обслуживания.
Учреждение имеет 83 территориальных органа, входит в структуру Министерства экономического развития РФ.
Кадастровая палата – ФКП
Образованная в 2001 году Кадастровая палата в 2009-м вошла в состав Росреестра, как подведомственное учреждение. Организация финансируется из федерального бюджета, обеспечивая регистрацию прав и операций с недвижимостью, ведение кадастровых учета и оценки, внесения информации о границах охранных зон определенных территорий, объектов культурного наследия, регионов России, муниципалитетов, поселений и прочих земель.
Кадастр (реестр) представляет собой базу данных на объекты недвижимости, включая полные сведения о дате образования, всех изменениях, уточнениях и дате исключения. Ведение реестров, как границ, так и объектов недвижимости и прав на них, основные функций Палаты.
Для предоставления государственных услуг малоподвижным гражданам (инвалиды I и II групп), различным категориям участников ВОВ, в Кадастровой палате организовано обслуживание с выездом и доставка документов курьером. Операторы центра телефонного обслуживания постоянно на связи для предоставления консультаций и справочной информации.
Общие цели и задачи учреждений
Кадастровая палата наделена частью функций Росреестра, за полноту и своевременность исполнения которых она перед ним отвечает. Таким образом, ненадлежащее исполнение ФКП своих обязанностей, является и некачественным предоставлением государственных услуг Росреестра. Обе организации совместно выполняют часть работы, когда ФКП готовит соответствующий документ, а сотрудники Росреестра принимают по нему решение.
Оба учреждения совместно ведут единую информационную базу данных.
Основные отличия ФКП от Росреестра
Главным различием двух организаций можно считать подведомственность одного по отношению к другому. Бюджетное учреждение – Федеральная Кадастровая палата входит в состав Росреестра, как государственного органа исполнительной власти.
Отличия имеются в непосредственном формировании бюджетов учреждений, в статусе сотрудников, в исполнении функциональных обязанностей.
Различия у двух взаимосвязанных организаций заключаются:
- В наполнении доходной части бюджета – ФКП может оказывать платные услуги и консультации, Росреестру такой возможности не предоставляется.
- В статусе служащих – сотрудники Кадастровой палаты не являются государственными служащими в отличие от штата Росреестра.
- В работе с заявителями – палата непосредственно работает с заявителями, а в Росреестре прием не ведется.
- В ответственности – по принятым решениям в отношении объектов недвижимости и регистрации прав ответственность лежит на Росреестре, ФКП только готовит документы.
- В отдельных видах деятельности – по ведению реестра границ решения принимаются исключительно Палатой.
- В предоставлении документов – предоставление сведений из ЕГРН и копий документов из реестровых дел исключительная прерогатива ФКП, а предоставление копий правоустанавливающих документов осуществляет только Росреестр.
- В способе формирования документов – Палата осуществляет формирование реестровых дел в электронном виде, а Росреестр в бумажном.
Понимание разграничения рода деятельности различных структур в рамках одного ведомства помогает заявителям обратиться к непосредственному исполнителю, не оказаться «шариком» бюрократической игры в пинг-понг.