Все люди являются потребителями различных товаров и услуг. Поэтому в своем выборе они отдают преимущество той или иной торговой марке, бренду. Если товар на рынке не новый, в человеческом сознании уже сформировано определенное мнение о том или ином производителе. Многие говорят, что узнают свою любимую продукцию или услугу по товарному знаку, логотипу. Каковы же отличия, как правильно использовать эти два понятия?
Что такое товарный знак?
Это – торговая марка, прошедшая регистрацию в законодательном порядке. На него выдается свидетельство, которое дает владельцу прерогативу на использование в собственных целях согласно норме закона. Право на зарегистрированную торговую марку регулируется нормами закона в сфере интеллектуальной собственности. Ее противоправное использование влечет за собой административную, и даже уголовную ответственность.
Владелец товарного знака имеет право наносить обозначение «ТМ», «R» и некоторые другие возле логотипа. Данная маркировка предупреждает недобросовестных конкурентов об ответственности за плагиат. Регистрация происходит в пределах одного или нескольких государств. Всемирные торговые знаки или бренды походят международную регистрацию.
Они имеют следующие виды:
- Словесные – определенный набор букв или слов в стилевом оформлении.
- Изобразительные – рисунок или графическое изображение, цифры.
- Комбинированные – сочетание букв и изображений.
- Звуковые – определённая мелодия, набор звуков.
- Трехмерные – уникальные виды упаковок, фигурки.
Относительно недавно появились знаки в виде голограмм, вкусовые и обонятельные.
Товарный знак является визиткой фирмы, создает ее имидж. Он дает покупателю гарантии на приобретение качественного товара или услуги.
Товарным знаком может быть не только логотип. В одной компании они могут быть разными, иметь отличающийся внешний вид и использоваться отдельно друг от друга.
Что такое логотип?
Это графическое изображение, которое выделяет товар или услугу производителя среди его конкурентов. Он может быть представлен как рисунок, графический символ, полное или сокращенное название фирмы, производителя. Обычно в нем задействовано от одного до трех различных цветов.
Его основная задача – заинтересовать возможных покупателей, создать узнаваемость и удержать лояльность среди потребителей продукции компании.
Разработка логотипа составляет основу создания имиджа любого производителя или товарной линии. Он может заключать в себе смысловую нагрузку, позволяющую потребителю провести аналогию между изображением и направлением деятельности предприятия.
К нему выдвигаются следующие требования:
- Уникальность, подчеркивать преимущества продукции.
- Запоминаемость и выразительность.
- Универсальность и функциональность.
- Вызывать ассоциации, способствовать созданию положительной репутации.
- Лаконичность.
В отличие от торговой марки он используется не только в рекламных или коммерческих интересах. Любой человек может создать свой логотип, но не использовать его для продажи или саморекламы.
В чем же сходство логотипа и товарного знака?
- Оба формируют узнаваемость и имидж компании.
- Должны быть уникальными, лаконичными, универсальными, запоминающимися.
- Они разрабатываются согласно фирменного стиля и несут в себе основную идею компании.
- Могут состоять из слов, букв, цифр, графических изображений или символов.
- Наносятся на упаковку продукции, вывески, рекламную продукцию, визитки, документацию, прочее.
- Созданы для продвижения на потребительский рынок промышленных, продовольственных товаров и услуг.
- Различия и особенности логотипа и товарного знака.
И все же не стоит путать эти два понятия, поскольку они имеют принципиальные отличия, представленные в таблице:
Товарный знак | Логотип | |
Государственная регистрация | Обязательно регистрируется согласно законодательства в патентных органах или бюро. | Не проходит |
Интеллектуальная собственность | Да. Собственнику выдается свидетельство о регистрации, гарантирующее эксклюзивные права. Им может быть юридическое лицо или частный предприниматель. | Да. Создатель имеет на него авторские права. Можно использовать с разрешения автора при условии заключения с ним договора. |
Сходство с другими изображениями и знаками | Исключается подобие с иными товарными знаками. Главное условие его регистрации – это новизна. | Может быть похож на другие логотипы. Сходство с товарным знаком нежелательно, т.к. его владелец может подать в суд для защиты своей интеллектуальной собственности |
Право на собственность | Владелец имеет право подать в суд в случае использования без его разрешения, схожести рисунка, цвета и прочее. Обычно суд удовлетворяет исковые требования. | Отстоять свои авторские права в суде можно, если создатель докажет их. |
Юридическая сила | Имеет | Не имеет |
Цели создания | Исключительно коммерческие | Коммерческие и некоммерческие |
Область использования | Предпринимательство | Бизнес, наука, в личных интересах |